ЮС АвтоLogoЮС Авто

Журнал предрейсового осмотра ТС при выпуске на линию

Журнал предрейсового осмотра транспортных средств: ключ к безопасным рейсам и соблюдению норм. Узнайте, как правильно вести учет, минимизировать риски и избежать штрафов в 2025 году с учетом новых требований и возможностей автоматизации процессов.

Журнал предрейсового осмотра ТС при выпуске на линию

Журнал предрейсового осмотра транспортных средств: важность и правила ведения в 2025 году

Введение

Предрейсовый осмотр транспортных средств существенно влияет на безопасность дорожного движения. В 2025 году требования к этому процессу ужесточились, что обусловлено увеличением числа проверок и digital-трансформацией документооборота. Одним из основных документов, подтверждающих успешное прохождение контроля перед выездом, становится журнал предрейсового осмотра транспортных средств. Без него невозможен юридический обоснованный выпуск автомобиля на линию, что может привести к штрафам и нарушениям. В данной статье рассмотрим:

  • Применение журнала осмотра;

  • Правила ведения;

  • Ответственные лица;

  • Обязательные данные для записи;

  • Ошибки, за которые предусмотрены штрафы;

  • Автоматизация процесса осмотра.


Что такое предрейсовый осмотр

Предрейсовый осмотр — это процесс оценки технического состояния транспортного средства перед его использованием. Обычно проверку выполняет квалифицированный специалист, назначенный ответственным за техническое состояние. Цели осмотра включают в себя:

  • Подтверждение исправности автомобиля;

  • Соответствие требованиям безопасности транспортных средств;

  • Проверка допусков водителей к рейсам;

  • Убедительность в том, что техника отвечает требованиям эксплуатации.


Законодательные нормы

За ведение журнала предрейсового осмотра отвечают несколько нормативных документов:

  • Федеральный закон №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" — обязывает работодателя следить за техническим состоянием транспорта;

  • Трудовой кодекс РФ (ст. 212 и 213) — включает обязательные требования охраны труда;

  • Приказ Минтранса РФ №152 — определяет обязательные реквизиты путевого листа, включая отметку о техосмотре;

  • КоАП РФ (ст. 12.31.1) — наказывает за выпуск на линию неисправных транспортных средств.


Зачем нужен журнал

Журнал предрейсового осмотра служит для:

  • Подтверждения факта проверки техники;

  • Первичного учета документации;

  • Использования в качестве доказательства во время проверок;

  • Обоснования затрат на обслуживание;

  • Защиты предприятия в случае ДТП.

Отсутствие этого документа делает невозможным аргументацию о техническом состоянии транспортного средства.


Формат ведения журнала

Журнал может быть в двух форматах:

  • Бумажный — прошнурованный, пронумерованный, с подписью и печатью;

  • Электронный — с применением электронной подписи, в соответствии с ФЗ №63-ФЗ "Об электронной подписи".

Обязательные данные для записи:

  1. Дата и время осмотра;

  2. Марка и регистрационный номер ТС;

  3. ФИО и должность ответственного лица;

  4. Результаты проверки;

  5. Отметка о допуске к использованию;

  6. Подпись механика или ответственного;

  7. Подпись водителя, подтверждающая согласие с результатами.


Кто отвечает за ведение журнала

В каждом учреждении назначаются ответственные лица:

  • Механик или инженер по выпуску ТС — проводит осмотр и вносит данные;

  • Начальник автоколонны или диспетчер — отслеживает наличие всех записей;

  • Водитель — подписывает документы, подтверждая свою готовность к рейсу.

Ответственность за правильное и своевременное ведение журнала лежит на работодателе.


Частота ведения журнала

Журнал ведётся:

  • Ежедневно;

  • На каждое транспортное средство;

  • Для каждого рейса (при множественных выездах в день — несколько записей);

  • При смене водителя необходимо проводить новый осмотр.


Как правильно оформить бумажный журнал

Для надлежащего оформления бумажного журнала следует:

  1. Создать отдельную книгу или тетрадь формата А4;

  2. Пронумеровать все страницы;

  3. Прошнуровать и заверить печатью организации;

  4. Утвердить внутренним приказом;

  5. Обеспечить хранение журнала не менее 5 лет.

Ошибки, зачеркивания и исправления без подписи недопустимы.


Пример строки в журнале

Дата: 29.05.2025
Время: 07:30
Госномер: А123ВС799
Механик: Иванов И.И.
Состояние: Исправен
Допущен: Да
Подпись: __


Электронный журнал: внедрение и преимущества

С 2024 года многие организации переходят на электронный формат, что позволяет:

  • Исключить человеческие ошибки;

  • Упростить хранение и поиск данных;

  • Интегрироваться с системами управления автопарком (TMS, 1С, SAP);

  • Автоматизировать контроль и отчеты.

Для перехода нужны:

  1. Программное обеспечение с поддержкой ЭЦП;

  2. Регистрация ответственных лиц;

  3. Интеграция с существующей учетной системой;

  4. Приказ о переходе на электронный формат;

  5. Обучение персонала.


Ошибки, приводящие к штрафам

  1. Отсутствие записи в журнале — осмотр не считается проведенным;

  2. Заполнение задним числом — нарушение законодательства;

  3. Незаполненные поля — документ теряет действительность;

  4. Фальсификация подписи — уголовная ответственность;

  5. Использование незаверенного журнала — штраф до 300 000 рублей.


Штрафы за нарушения

Согласно КоАП РФ (ст. 12.31.1):

  • Должностные лица могут получить штраф от 20 000 до 30 000 рублей;

  • Для юридических лиц — от 100 000 до 300 000 рублей;

  • При повторных нарушениях — приостановка деятельности на срок до 90 дней.


Часто задаваемые вопросы

Нужно ли вести журнал, если транспорт не покидает территорию?

Да, осмотр необходим, если ТС используется по назначению.

Можно ли использовать один журнал на весь автопарк?

Рекомендуется вести отдельный журнал на каждое транспортное средство или использовать электронный формат с фильтрами.

Сколько времени нужно хранить журнал?

Минимум 5 лет. При наличии электронного архива данные хранятся бессрочно.


Практические рекомендации

  • Утвердите внутренний регламент ведения журнала;

  • Назначьте ответственных лиц;

  • Регулярно проводите внутренний аудит заполнения;

  • Используйте шаблоны форм;

  • Перейдите на электронный формат;

  • Обучите сотрудников актуальным законодательным требованиям.


Заключение

Журнал предрейсового осмотра — это не просто учетный документ, а важный элемент, обеспечивающий безопасность и соответствие всем действующим нормам. В условиях изменения нормативных актов и концентрации на высоком уровне контроля его ведение становится ключевым для юридической и операционной защиты бизнеса. Регулярные технические осмотры, корректное оформление документации и возможность автоматизации учёта позволяют избежать неприятных последствий и обеспечить стабильную работу автопарка.